Успешное написание сочинения является для обучающихся 11 и 12 классов допуском к государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды вместо сочинения вправе писать итоговое изложение.

Итоговое сочинение впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов. Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы. Изложение вправе писать следующие категории лиц: обучающиеся XI (XII) классов с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), экстерны с ОВЗ; обучающиеся XI (XII) классов - дети-инвалиды и инвалиды, экстерны - дети-инвалиды и инвалиды; обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации. Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал. В рамках открытых тематических направлений разрабатываются конкретные темы итогового. Темы сочинений (тексты для изложений) формируются по часовым поясам. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения). Время написания итогового сочинения (изложения) – 3 часа 55 минут. Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления). Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет». Сочинение оценивается по двум требованиям (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Соответствие теме»; «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»). Изложение оценивается по двум требования (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Содержание изложения»; «Логичность изложения»; «Использование элементов стиля исходного текста»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»). Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по двум требованиям, трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке, а также «зачет» по одному из других критериев).

Календарь сдачи итогового сочинения (изложения)

2019-2020 учебный год  

  Основной срок                                     Дополнительные срок

       04.12.2019                                             05.02.2020        06.05.2020 

Традиционно итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря, первую среду февраля и первую рабочую среду мая. Основной срок проведения итогового сочинения (изложения) в 2019/2020 учебном году - 4 декабря 2019 года. Повторно написать сочинение 5 февраля 2020 года и 6 мая 2020 года смогут обучающиеся, получившие неудовлетворительный результат, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение), не завершившие его написание по уважительным причинам, либо удаленные с сочинения. Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники должны подать заявление не позднее, чем за две недели до его проведения. Регистрация выпускников текущего года на участие в сочинении проводится в школах, где они обучаются. Выпускники прошлых лет могут принять участие в итоговом сочинении (изложении) по желанию в любой из указанных дней, заявления они должны подать в места, определенные региональным органом управления образованием. Продолжительность написания итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут). Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность написания итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. Рекомендуемый объем итогового сочинения – не менее 350 слов, минимально допустимый – 250 слов. Рекомендуемый объем итогового изложения – 200 слов, минимальный – 150 слов. Во время проведения итогового сочинения (изложения) его участникам запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, собственные орфографические и (или) толковые словари. Участникам итогового сочинения (изложения) также запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, другие литературные источники). В случае нарушения установленных требований участник подлежит удалению. В рекомендациях также изложен порядок проведения сочинения, в том числе для различных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, порядок проверки, оценивания и обработки результатов сочинения (изложения), критерии оценивания сочинений на соответствие требованиям объема, самостоятельности, соответствие теме, аргументацию, композицию и логику рассуждения, качество письменной речи, грамотность. Итоговое сочинение, в случае представления его при приеме на обучение в вузы, действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания. Выпускники прошлых лет, в том числе ранее писавшие итоговое сочинение, могут написать его по желанию. При этом в вузы они смогут представить итоговое сочинение только текущего года, а сочинение прошлого года аннулируется.

ФИПИ опубликовал методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению)

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал результаты выборочного анализа итоговых сочинений 2018/2019 учебного года и методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению. 

ПОДРОБНЕЕ

 Объявлены открытые направления тем итогового сочинения на 2019/20 учебный год 

     Министр просвещения Ольга Юрьевна Васильева озвучила пять открытых направлений для тем итогового сочинения в выпускных классах нового учебного года.Среди них:

  • «Война и мир – к 150-летию великой книги»;
  • «Надежда и отчаяние»;
  • «Добро и зло»;
  • «Гордость и смирение»;
  • «Он и она».

   Конкретные темы сочинений, опирающиеся на обозначенные направления, станут известны в каждой школе непосредственно перед началом написания.

      "Мне очень близка тема «Надежда и отчаяние», тема «Он и она», поднимающие важные вопросы человеческих взаимоотношений, - отметила Ольга Юрьевна, - желаю каждому выпускнику раскрыть себя в этом процессе. Те, кто тяготеет к книгам и любит литературу, несомненно, добьются успеха".

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ (ИЗЛОЖЕНИЕ) 2019-2020
Adobe Acrobat Document 73.3 KB

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ 

Приказ департамента образования и науки Брянской области № 1598 от 05.11.2019 "Об утверждении Положения об аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении итогового сочинения (изложения) на территории Брянской области в 2019-2020 учебном году"
¦1598 от 05.11.19.pdf
Adobe Acrobat Document 1.7 MB
Приказ департамента образования и науки Брянской области № 1429 от 01.10.2019 "О разграничений полномочий при организации и проведении итогового сочинения (изложения) на территории Брянской области в 2019-2020 учебном году"
№1429.pdf
Adobe Acrobat Document 1.3 MB
Приказ департамента образования и науки Брянской области № 1428 от 01.10.2019 "Об организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 учебном году на территории Брянской области"
1428.pdf
Adobe Acrobat Document 613.4 KB
Письмо Рособрнадзора № 10-888 от 24.09.2019 "О направлении по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2019/20 учебном году"
1.pdf
Adobe Acrobat Document 321.1 KB
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) в 2019/20 учебном году
Методические рекомендации участникам.pdf
Adobe Acrobat Document 323.6 KB
Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2019/20 учебном году
Правила заполнения бланков.pdf
Adobe Acrobat Document 2.2 MB
Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования, в 2019/20 учебном году
Метод.рекомендации.pdf
Adobe Acrobat Document 745.3 KB
Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) в 2019/20 учебном году
Критерии оценивания.pdf
Adobe Acrobat Document 240.2 KB
Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения) в 2019/20 учебном году
Сборник отчет.форм.pdf
Adobe Acrobat Document 207.5 KB
Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в 2019/20 учебном году
Рекомендации.pdf
Adobe Acrobat Document 406.2 KB
Письмо Рособрнадзора № 10-977 от 06.11.2019
10-977.pdf
Adobe Acrobat Document 420.5 KB

Методические материалы, разработанные в целях повышения качества подготовки обучающихся к итоговому  сочинению (изложению) на основе выборочного содержательного анализа итоговых сочинений (изложений) 2018/19 года:

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению
metodrek_podgotovka_itogsoch.pdf
Adobe Acrobat Document 1.4 MB
Методические рекомендации по подготовке к итоговому изложению
metodrek_podgotovka_itogizl.pdf
Adobe Acrobat Document 451.6 KB
Рекомендации по составлению программы повышения квалификации учителей по обучению написанию сочинения (изложения) для учителей русского языка и литературы
rekomendacii_po_programme_pk.pdf
Adobe Acrobat Document 177.6 KB