Первокурсники – выпускники 2017 года – и школьные учителя пожелали успехов участникам единого государственного экзамена 2018 года.

Такие же выпускники совсем недавно, сегодня первокурсники рассказывают о своем отношении к ЕГЭ, о том, как экзамен помог им в жизни. «ЕГЭ – это не преграда, а дверь в будущее, которое ты выбираешь сам», - говорит Александра из Кемеровской области. «Год назад я также, как и вы, боялся экзаменов, боялся не сдать их, подвести себя и своих родителей. Но в итоге все оказалось совсем не так сложно. Главное быть терпеливым, усердно работать, хорошо учиться», - рекомендует Алан из Северной Осетии-Алании. Полагаясь на свой опыт, школьные учителя дали ценные наставления, которые помогут выпускникам успешно пройти процедуру государственной аттестации: «Постарайтесь оценить свои силы, определить, в каких заданиях бывают у вас наибольшие затруднения. Уделите им более пристальное внимание», - советует Джанзала Адуллаева из Санкт-Петербурга. Учителя напоминают, что не стоит забывать и о перерывах во время подготовки к экзаменам. Это особенно важно в последнюю неделю перед началом ЕГЭ. «Чередуйте подготовку к ЕГЭ с прогулками, отдыхом. Обязательно высыпайтесь», - говорит Ирина Простак из Саратова. Свои советы, пожелания и слова поддержки участникам ЕГЭ в 2018 году ранее адресовали их ровесники, родители, а также чемпионы Олимпийских игр-2018, игроки сборной России по хоккею. Также Рособрнадзор рекомендует выпускникам ознакомиться с сериями видеороликов «ЕГЭ-советы» и «О ЕГЭ», чтобы напомнить себе о том, что можно и что нельзя брать с собой на экзамен, как вести себя в пункте проведения экзамена, как настроиться накануне и успешно сдать ЕГЭ. Основной этап сдачи ЕГЭ-2018 пройдет с 28 мая по 2 июля.


Руководитель Федеральной службы про надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов и специалисты ведомства в ходе традиционной «горячей линии» перед началом основного периода экзаменов ответили на вопросы выпускников и их родителей о том, как будет проводиться ЕГЭ и ГИА-9 в 2018 году.

«В этом году никаких принципиальных изменений в правилах проведения ЕГЭ по сравнению с прошлым годом нет», - сообщил Сергей Кравцов. Он рассказал, что ЕГЭ в 2018 году предстоит сдавать примерно 730 тысячам участников. Экзамены пройдут в 5,5 тысячах пунктов проведения ЕГЭ по всей России и за рубежом. Большинство вопросов участников «горячей линии» были традиционными. Их интересовало, что можно и нельзя взять с собой на экзамены, правила пересдачи различных предметов и процедуры апелляции, сколько времени действуют результаты ЕГЭ и влияют ли они на получение аттестата, что делать, если пропустишь экзамен по болезни или если выбранные предметы сдаются по расписанию в один день, особенности организации экзаменов для участников с ограниченными возможностями здоровья. Несколько вопросов касались нарушения процедуры проведения ЕГЭ и возможности утечек контрольных измерительных материалов (КИМ). Сергей Кравцов заверил, что меры информационной безопасности в ходе ЕГЭ полностью исключают подобные утечки, а любые предложения купить якобы подлинные КИМ ЕГЭ исходят от мошенников и доверять таким предложениям не стоит. Также он не рекомендовал будущим участникам ЕГЭ не пытаться принести на экзамен шпаргалки, мобильный телефон, микронаушники, умные часы и другие гаджеты. Даже если выпускник ими не воспользуется, он будет удален с ЕГЭ, а его результат аннулирован только за факт наличия подобных предметов на экзамене. «Я хочу обратиться ко всем выпускникам: рассчитывайте, прежде всего, на свои знания. Если хорошо учиться, никаких проблем со сдачей ЕГЭ быть не должно», - сказал руководитель Рособрнадзора. Интересовались звонившие на «горячую линию», зачем вводится технология печати полного комплекта экзаменационных материалов для участников ЕГЭ в аудиториях и как это нововведение повлияет на ход экзаменов. Сергей Кравцов пояснил, что применение данной технологии должно полностью исключить влияние человеческого факторы на результаты экзаменов, еще больше повысить защищенность от утечек КИМ ЕГЭ и сократить нагрузку на организаторов. Кроме того данная технология окончательно решает проблему нехватки дополнительных бланков для участников: любое необходимое их количество может быть напечатано на месте. Специалисты Рособрнадзора рассказали, какие меры предусмотрены на случай технических сбоев в процессе печати или плохого качества распечатанных материалов. В каждом пункте проведения экзаменов есть заранее настроенные резервные компьютеры и принтеры, чтобы быстро заменить оборудование при необходимости. А если в распечатанном комплекте обнаружится технический брак, то такой комплект будет участнику заменен. Ряд вопросов «горячей линии» касался учета результатов ЕГЭ при поступлении в вузы. Сергей Кравцов напомнил, что если участник пересдавал какой-либо предмет и имеет несколько действующих результатов, то он может выбрать лучший из них. Что касается учета результатов итогового сочинения, то решения принимают сами вузы и стоит ознакомиться с правилами приема на их сайтах. Свои вопросы руководителю Рособрнадзора прислали не только выпускники 11 классов, но также девятиклассники и их родители. Сергей Кравцов рассказал, что видеонаблюдение на ОГЭ в 2018 году будет вестись выборочно по решению регионов. Он напомнил, что на сайте Федерального института педагогических измерений размещен открытый банк заданий не только ЕГЭ, но и ОГЭ, и девятиклассники могут использовать его для подготовки к экзаменам. В ходе подготовки «горячей линии» на адрес электронной почты, в соцсетях и по телефону поступило около тысячи вопросов. Телефон «горячей линии» Рособрнадзора +7 (495) 984-89-19 продолжит свою работу в течение всего периода экзаменов и обработки результатов ЕГЭ, специалисты ведомства будут отвечать на поступающие вопросы. Также будет работать телефон доверия ЕГЭ +7 (495) 104-68-38, по которому можно сообщить о любых случаях нарушений в ходе экзаменов.
Брошюра "Я сдам ЕГЭ"
YA_sdam_EGE.pdf
Adobe Acrobat документ 2.1 MB

В рамках проведения работ по подготовке кадров, задействованных при проведении государственной итоговой аттестации, для организаторов в аудитории ППЭ была разработана памятка по работе со станцией печати, а также созданы обучающие видеоролики («Вскрытие электронного носителя с ЭМ», «Упаковка экзаменационных материалов», «ЕГЭ-2018: организатор в аудитории ППЭ»).

 Подготовиться к ЕГЭ помогут видеоролики Рособрнадзора

      Серия видеороликов, подготовленная Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, поможет выпускникам и их родителям подготовиться к госэкзаменам как с практической, так и с психологической стороны.

            Ролики рассказывают, как лучше говорить об экзаменах взрослому и ребенку, как выбрать предметы для сдачи и построить график подготовки, на что стоит обратить внимание до, во время и после экзамена. 

            «Рособрнадзор традиционно старается  максимально разъяснить выпускникам и их родителям все аспекты проведения ЕГЭ и подготовки к экзаменам. В течение этого года мы уже выпустили серии видеороликов, в которых рассказывали о подготовке к ЕГЭ по разным предметам и о процедуре экзамена. Сейчас, когда осталось совсем немного времени до начала основного периода ЕГЭ, мы выпускаем видеоматериалы, которые подскажут и родителям, и выпускникам как настроиться перед экзаменами, преодолеть нервозность, успокоиться и успешно сдать ЕГЭ», - рассказал заместитель министра образования и науки РФ – руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

            В этом учебном году Рособрнадзором также выпущены серия совместных с Общественным телевидением России программ «О ЕГЭ предметно», видеоконсультации специалистов ФИПИ, а также анимированные видеоролики о ЕГЭ-2018.

Досрочный период ЕГЭ-2018 и проведение ВПР начались без сбоев

Первые экзамены досрочного периода ЕГЭ-2018 по географии и информатике прошли 21 марта без сбоев в штатном режиме. В рабочем порядке началось проведение всероссийских проверочных работ. Досрочный период ЕГЭ в 2018 году проходит с 21 марта по 11 апреля. Экзамены сдают более 41 тысячи человек, в основном это выпускники прошлых лет. Для сдачи ЕГЭ будет задействовано 245 пунктов проведения экзамена (ППЭ).

Всероссийские проверочные работы (ВПР) весной 2018 года будут проведены для учащихся 4 и 5 классов во всех школах России, в 6 и 11 классах – по решению школ. 20 и 21 марта прошли первые ВПР по иностранному языку и истории для учащихся 11 классов. «Экзамены начались штатно, печать экзаменационных материалов для участников ЕГЭ в аудиториях прошла успешно, ни одного сбоя нет. К технической составляющей, организации пунктов проведения экзаменов замечаний у общественных наблюдателей тоже нет», - сообщил на пресс-конференции в Ситуационно-информационном центре Рособрнадзора заместитель руководителя ведомства Анзор Музаев. Он рассказал, что в 2018 году во всех ППЭ, которые будут задействованы во время досрочного и основного периодов ЕГЭ, будет применяться технология, при которой экзаменационные материалы для участников не доставляются в ППЭ в бумажной форме, а печатаются непосредственно перед началом экзамена в аудитории с защищенных носителей. После завершения экзаменов работы участников сканируются непосредственно в ППЭ и передаются в электронном виде для проверки. Использование этих технологий позволяет практически полностью исключить человеческий фактор и попытки искажения результатов экзаменов, а также уменьшает нагрузку на организаторов ЕГЭ. Директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Оксана Решетникова пояснила, что структура контрольных измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ остается в этом году неизменной. Демонстрационные варианты КИМ опубликованы на сайте ФИПИ, где с ними могут ознакомиться все участники экзаменов. Председатель Российского союза молодежи (РСМ) Павел Красноруцкий рассказал, что мониторинг хода ЕГЭ в 2018 году будут вести более пяти тысяч федеральных общественных наблюдателей. Во время досрочного периода экзаменов будет задействовано более одной тысячи наблюдателей в аудиториях и более 250 онлайн-наблюдателей. Отделения Корпуса общественных наблюдателей созданы во всех регионах России. В 23 вузах открыты ситуационные центры, где работают онлайн-наблюдатели. Продолжают работу «горячие линии» Рособрнадзора. Задать любые интересующие вопросы о ЕГЭ можно по «горячей линии ЕГЭ»: +7 (495) 984 89 19, сообщить о нарушениях по «телефону доверия ЕГЭ»: +7 (495) 104 68 38. Директор Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) Сергей Станченко рассказал, что проведение всероссийских проверочных работ в 2018 году также началось успешно. «ВПР проходят третий год подряд, к ним уже привыкли и школьники, и родители, и учителя. Принципы всероссийских проверочных работ не изменились с момента старта этого проекта – это работы, которые проверяют основные, самые значимые и важные аспекты подготовки учащихся по каждому учебному предмету. Материалы проверочных работ готовятся на федеральном уровне, и они едины для всей страны», - сообщил Сергей Станченко. Он рассказал, что расписание ВПР-2018, по просьбам выпускников и их родителей, было скорректировано по сравнению с прошлогодним. Первыми проверочные работы напишут одиннадцатиклассники: ВПР для них будут проведены в конце марта - начале апреля, чтобы не отвлекать выпускников в период проведения основной волны ЕГЭ.

Рособрнадзор подготовил серию анимированных видеороликов о ЕГЭ-2018

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки подготовила серию анимированных видеороликов о едином государственном экзамене для выпускников 11 классов. 

Ролики напоминают школьникам об основных особенностях процедуры экзамена, о минимальных баллах для получения аттестата и поступления в вуз, правилах поведения в пункте проведения экзамена, порядке подачи апелляции. Единый государственный экзамен сегодня – это процедура оценки знаний выпускников, которая проводится по четким заранее определенным правилам. Ежегодно ЕГЭ сдают более 700 тысяч участников. Для того чтобы школьники были проинформированы обо всех нюансах госэкзамена, Рособрнадзор создает специальные информационные материалы. Впервые в 2018 году использован новый актуальный формат – анимированные ролики. Посмотреть новые видеоролики можно на YouTube-канале Рособрнадзора и в сообществе «ЕГЭ и ГИА» ВКонтакте и других социальных сетях ведомства. Ранее Рособрнадзор подготовил видеоконсультации по всем предметам ЕГЭ-2018 с участием специалистов Федерального института педагогических измерений, а также совместно с Общественным телевидением России выпустил цикл интервью «О ЕГЭ предметно». Рособрнадзор рекомендует посмотреть видеоматериалы каждому выпускнику, планирующему сдавать в этом году госэкзамены.

Более 50 регионов примут участие во Всероссийской акции

 «Единый день сдачи ЕГЭ родителями»

 Всероссийская акция «Единый день сдачи ЕГЭ родителями», инициатором которой выступает Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, проходит второй раз.

Впервые акция прошла 7 февраля 2017 года. В тот день к ней присоединились более трех тысяч родителей из 50 регионов, из них 531 человек из Брянской области. Поскольку акция была позитивно воспринята участниками, было решено сделать мероприятие ежегодным. В этом году 20 февраля для родителей снова будет организована пробная сдача ЕГЭ. Они смогут сами пройти через все процедуры экзамена, зарегистрироваться, заполнить бланки, увидеть, как осуществляется контроль на госэкзамене, как печатаются и обрабатываются экзаменационные материалы, смогут написать экзаменационную работу, составленную из заданий, аналогичных тем, что будут на ЕГЭ. 20 февраля к акции присоединятся более 50 регионов России, в остальных регионах подобные мероприятия пройдут в последующие дни. В них лично примут участие представители региональных властей, министры образования, которые расскажут и покажут родителям и журналистам, как будет проходить ЕГЭ-2018. В проведении акции в Республике Крым примет участие руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов и глава региона Сергей Аксёнов. Акция призвана помочь выпускникам, их родителям и педагогам снять лишнее напряжение, связанное с подготовкой к ЕГЭ. Досрочный этап ЕГЭ в 2018 году пройдет с 21 марта по 11 апреля, основной – с 28 мая по 2 июля. Содержательных изменений в ЕГЭ-2018 практически нет. Будут сохранены все прежние меры информационной безопасности, обеспечивающие прозрачность и объективность проведения ЕГЭ, предотвращающие утечки экзаменационных материалов. В 2018 году практически все ППЭ должны перейти на технологию печати экзаменационных материалов для участников ЕГЭ в аудиториях. При этом в ППЭ будут печататься не только контрольные измерительные материалы (КИМ), а полный комплект материалов для участников ЕГЭ, включая бланки. Это позволит еще больше повысить информационную безопасность ЕГЭ, сократить возможность влияния человеческого фактора, сэкономит средства на доставку экзаменационных материалов на места, снизит нагрузку на организаторов экзаменов. Также планируется расширить использование технологии сканирования работ участников ЕГЭ в штабе ППЭ после завершения экзамена. Это даст возможность сократить время первичной обработки бланков на региональном уровне. Планируется сохранить уровень охвата экзаменационных пунктов онлайн-видеонаблюдением и общественным наблюдением за процедурами ЕГЭ в 2018 году.

ЕГЭ-2018: Разработчики КИМ об экзамене по иностранному языку

ЕГЭ по иностранному языку – это экзамен по выбору. Он необходим для поступления на специальности, связанные с иностранным языком, например: «Международные отношения», «Туризм», «Журналистика», «Культурология» и, конечно, перевод и преподавание иностранных языков.

Минимальный балл ЕГЭ по иностранным языкам, ниже которого вузы не могут устанавливать проходной порог для абитуриентов, составляет 22 балла.

ЕГЭ по иностранному языку состоит из двух частей: письменной и устной. Письменная часть включает в себя 40 заданий, на ее выполнение отводится 3 часа (180 минут). В устной части экзамена 4 задания, на ответ экзаменуемому отводится 15 минут. Экзамен проверяет, на каком уровне выпускник реально владеет иностранным языком. Письменная часть проверяет умения понимать звучащий текст (раздел «Аудирование»), письменный текст (раздел «Чтение»), создавать небольшие письменные тексты (раздел «Письмо»), навыки использования грамматических форм, словообразования и лексики в связном тексте (раздел «Грамматика и лексика», а также задания раздела «Письмо»). Контрольные измерительные материалы (КИМ) ЕГЭ по иностранному языку содержат разные виды заданий, но все они строятся на связных текстах, поэтому очень важно развивать навык чтения, умения понимать письменный текст. В разделе «Письмо» выпускнику предлагается два задания. Одно – написать личное письмо в ответ на письмо зарубежного друга по переписке. Другое – создать развернутое письменное высказывание с элементами рассуждения, выразив свое мнение по предложенной проблеме. Это задание требует умения рассуждать, отстаивать свою точку зрения, убедительно аргументируя ее. Содержание и структура КИМ ЕГЭ 2018 года не претерпели изменений по сравнению с 2017 годом. Уточнены критерии оценивания заданий с развернутым ответом в письменной части. Приступая к выполнению заданий на экзамене, внимательно читайте инструкцию и четко следуйте ей. Выполняйте задания в том порядке, как они даны в КИМ – так вы будете двигаться от более простых заданий к более сложным и больше заданий выполните успешно. В каждом разделе задания расположены по принципу возрастающей сложности. Если какой-то вопрос показался вам трудным, не застревайте на нем, переходите к следующему. Если у вас останется время, вы вернетесь к сложному вопросу, когда ответите на остальные. Так вы выполните больше заданий. Не пугайтесь незнакомых слов – постарайтесь догадаться об их значении. Во многих заданиях эти слова неважны для их правильного выполнения, как, например, в аудировании и чтении с пониманием общего содержания или пониманием запрашиваемой информации. Если вы уверены в своих силах и усиленно занимались иностранным языком, рекомендуем выполнять последовательно все задания. Если вы учились в школе по программе базового уровня (с 2-3 уроками иностранного языка в неделю) и при подготовке к ЕГЭ увидели, что вам явно не хватает времени и умений для выполнения задания 40, рекомендуем отказаться от его выполнения. Вы потеряете всего 14 баллов, но у вас будет дополнительно целый час на выполнение всех остальных заданий. В устной части экзамена самое главное – справиться с волнением и сосредоточиться на выполнении заданий. В качестве подготовки записывайте свои устные ответы на цифровое устройство и прослушивайте их. Традиционно, во всех языках (английском, немецком, французском, испанском) хуже всего выполняются задания по грамматике и лексике. При подготовке к экзамену рекомендуется выполнять больше заданий, которые строятся не на отдельных предложениях, а на связном тексте. Полезно также в тексте для чтения проанализировать использование грамматических форм, понять, почему автор выбрал именно эту форму, возможна ли здесь другая форма и как изменится при этом смысл текста. В уже упоминавшемся задании 40, которое часто называют «сочинение» или «эссе», важно убедительно изложить собственное мнение, следуя предложенному плану, а не пересказывать текст из учебника на близкую тему. В заданиях по письму не забывайте о логике изложения и о связности текста. Участники экзамена часто путаются в ответах «неверно» и «в тексте не сказано», выполняя задание 2 по аудированию. Ответ «неверно» следует давать в том случае, если в тексте есть информация, которая прямо противоречит предложенному утверждению. Если же информация по данному вопросу отсутствует, то следует дать ответ «в тексте не сказано». В задании 2 устной части от выпускника требуется просто задать пять прямых вопросов по указанным пунктам. Никакого вступления и заключения, никакого этикетного телефонного разговора при этом не требуется. В заданиях 3 и 4 устной части требуются вступительные и заключительные фразы. Они могут быть достаточно простыми. Так, в задании 3, следуя инструкции, можно обратиться к другу: «Я хочу показать тебе свой фотоальбом. Посмотри на эту фотографию…». В задании 4 логично в первой (вступительной) фразе обозначить цель своего высказывания: «Я хочу сравнить две фотографии.» Заключение может быть лаконичным: «Это все, что я хотел сказать». Досадно, когда участники экзамена делают ошибки по невнимательности: записывают ответ в бланке ответов не на то место или выбирают для описания фотографию №1 в задании 3 устной части, а потом описывают другую фотографию или пытаются описать все сразу. Желаем успеха на экзамене!

ЕГЭ-2018: Разработчики КИМ об экзамене по химии

ЕГЭ по химии является экзаменом по выбору. Его результаты нужны для поступления в вузы на обучение по направлениям «Химия», «Фармакология», «Здравоохранение» (лечебное дело, ветеринария), «Химическая технология», «Биотехнология»; (продовольствие, текстиль, строительство, материаловедение, нефть и газ), «Сельское хозяйство» (почвоведение, агрохимия), «Экология и природопользование», «ОБЖ», «Педагогика» (учитель химии).

Минимальный балл ЕГЭ по химии, ниже которого вузы не могут устанавливать проходной порог для абитуриентов, составляет 36 тестовых баллов. На выполнение экзаменационной работы отводится 3,5 часа (210 минут). Во время выполнения экзаменационной работы разрешается использовать непрограммируемый калькулятор. К каждому варианту экзаменационной работы прилагаются периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде. Экзаменационная работа включает 35 заданий. Часть 1 содержит 29 заданий с кратким ответом: 21 задание базового уровня сложности и 8 заданий повышенного уровня сложности. Часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом высокого уровня сложности (задания 30-35). Встречаются две группы заданий с единым контекстом: это задания 1-3, а также 30 и 31. Задания в экзаменационном варианте распределены по 4 тематическим блокам: 1. Теоретические основы химии: «Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств химических элементов по периодам и группам». «Строение вещества. Химическая связь»; «Химическая реакция». 2. «Неорганические вещества: классификация и номенклатура; химические свойства и генетическая связь различны классов»; 3. «Органические вещества: классификация и номенклатура, химические свойства и генетическая связь веществ различных классов»; 4. «Методы познания в химии». «Химия и жизнь». «Расчёты по химическим формулам и уравнениям реакций». В 2018 году в экзаменационную работу по химии добавлено одно задание с развернутым ответом. Задания 30 и 31 объединены общим контекстом. Они проверяют знание окислительно-восстановительных реакций и реакций ионного обмена. При выполнении заданий экзаменационного варианта рекомендуем вести запись химических формул и уравнений реакций, даже если это требование впрямую не прописано в условии задания. Выполнение этого действия можно считать гарантией того, что задание будет выполнено верно. Особое внимание целесообразно уделить заданиям второй части работы. Их выполнение предусматривает самостоятельное формулирование ответа, который должен быть логически выстроен и содержать ответы на все вопросы, предусмотренные условием. Уже на этапе подготовки к экзамену важно приучить себя к выполнению всех требований по оформлению ответов на задания. Так, например, при выполнении заданий, проверяющих усвоение знаний о генетической взаимосвязи неорганических веществ необходимо написать уравнения четырех реакций, которые отражают суть описанных в условии процессов. Эти уравнения будут записаны правильно, если приняты во внимание как общие, так и специфические свойства веществ, участвующих в реакции, учтены условия протекания реакций между ними, а также проверена правильность расстановки коэффициентов в каждом из уравнений. При выполнении заданий о взаимосвязи органических веществ названные выше требования также справедливы. Кроме того, обязательным становится использование структурных формул органических веществ, однозначно определяющих порядок связи атомов, взаимное расположение заместителей и функциональных групп в молекуле органического вещества. Расчетные задачи участники экзамена могут выполнять тем способом, который для них является более предпочтительным. Однако в любом случае обязательным будет предоставление развернутого ответа с обоснованием выбранного хода решения, и содержащего запись всех произведенных вычислений, а также указание размерности полученной величины. Типичные ошибки участников ЕГЭ по химии можно условно разделить на три категории – химические ошибки, арифметические ошибки и ошибки, связанные с невнимательностью. Многие участники экзамена допускают ошибки в использовании языка науки (понятий и номенклатуры) и теории. Например, не всегда выпускники учитывают взаимосвязь между составом, строением, свойствами, получением и областями применения. Нередко путают названия веществ: сульфиды-сульфиты-сульфаты (и т.п.). Также часты ошибки в записях формул веществ и в уравнениях реакций, по которым ведутся расчёты: например, пропуск коэффициентов. Наблюдается пренебрежение компонентами описания, предложенными в условии задания, («избыток», «в водном растворе», «в сернокислой среде», «осадок прокалили», «газ бурого цвета», «студенистый осадок», «оранжевый раствор» и тому подобное). Арифметические ошибки допускаются в расчетах относительных атомных масс, при решении пропорций, из-за невнимания к единицам измерения. Часты ошибки, связанные с невнимательным прочтением условия задания и инструкций к заданиям. Например, дается ответ не на поставленный вопрос, а на тот который выпускник сам себе сформулировал (переформулировал); учитываются не все данные, необходимые для получения правильного ответа; не учитываются требования к записи ответа. Самые обидные ошибки объясняются невнимательностью при записи окончательного ответа в бланк. Отметим и такие типичные ситуации, как пропуск выпускниками промежуточных действий в решении задачи, нарушение преемственности в записях решений. Все эти ошибки могут быть минимизированы в результате добросовестного изучения химии и качественной предэкзаменационной подготовки. Желаем успеха на экзамене!

ЕГЭ-2018: Разработчики КИМ об экзамене по физике

    ЕГЭ по физике – экзамен, который сдается по выбору выпускников. Он необходим для поступления практически на любые инженерные специальности.

  Минимальный балл, ниже которого вузы не могут устанавливать проходной порог для абитуриентов, составляет 36 баллов по стобалльной шкале. Для выполнения экзаменационной работы по физике отводится 3 часа 55 минут (235 минут). На экзамен можно взять с собой линейку и непрограммируемый калькулятор. Калькулятор на ЕГЭ по физике нужно взять обязательно, поскольку в заданиях много математических расчетов. Все необходимые справочные данные для выполнения заданий приводятся в начале каждого варианта контрольных измерительных материалов (КИМ).

В КИМ ЕГЭ по физике две части. В первой части содержится 24 задания базового и повышенного уровней сложности по всем разделам школьного курса физики. Они проверяют знание основных законов и формул, а также умение анализировать различные физические процессы. Во второй части проверяется умение решать задачи по физике. Здесь содержится 8 заданий: 1 качественная задача и 7 расчетных задач с кратким и с развернутым ответом. Каждый вариант экзаменационной работы проверяет элементы содержания из всех разделов школьного курса физики (механика, молекулярная физика, электродинамика и квантовая физика и элементы астрофизики), при этом для каждого раздела предлагаются задания разных уровней сложности. Наиболее важные содержательные элементы, которые необходимы будущим студентам вузов, проверяются в одном и том же варианте заданиями разных уровней сложности. Например, закон сохранения энергии может проверяться как в простых заданиях, так и в задачах высокого уровня сложности. КИМ ЕГЭ по физике содержит 16 заданий с записью ответа в виде числа, слова или двух чисел, 11 заданий на установление соответствия и множественный выбор, в которых ответы необходимо записать в виде последовательности цифр, и 5 заданий с развернутым ответом. Каждый экзаменационных вариант по физике включает 8-10 заданий с использованием графиков, таблиц, различных схем или фотографий приборов и лабораторных установок. Есть специальные задания, в которых нужно установить соответствие между графиками и физическими величинами, зависимости которых эти графики могут представлять. В других заданиях данные, необходимые для решения необходимо извлечь из таблицы или графика. Фотографии приборов предлагаются в задании 22, в нем требуется правильно записать результаты измерений с учетом абсолютной погрешности. Одно из заданий с развернутым ответом – это качественная задача. Как правило, это описание какого-либо опыта, результаты которого необходимо объяснить. Ответом является подробное объяснение процессов с опорой на изученные физические явления, законы и формулы. В 2018 году в целом сохранены структура контрольных измерительных материалов по физике, но в них добавлена линия заданий (№24), которая проверяет содержание астрофизического материала, изучаемого в курсе физики в последнем разделе 11 класса. В этом задании необходимо будет выбрать два верных утверждения из пяти предложенных. Все задания 24 имеют контекстный характер, то есть часть данных, необходимых для выполнения задания, приводится в виде таблицы или диаграммы. Задание 24 оценивается максимально в 2 балла, если верно указаны оба элемента ответа, и в 1 балл, если в одном из элементов допущена ошибка. Порядок записи цифр в ответе значения не имеет. В ЕГЭ по физике задания по квантовой физике в целом выполняются участниками хуже, чем аналогичные задания по механике. Если говорить об отдельных элементах содержания, которые вызывают затруднения, то к ним относятся, например, насыщенные и ненасыщенные пары и явление электромагнитной индукции. Сложными для выпускников оказываются задания на множественный выбор, в которых необходимо провести комплексный анализ какого-либо физического процесса. В этих заданиях предлагается описание результатов какого-либо исследования. Как правило, это описание сопровождается либо графиком зависимости величин, описывающих этот процесс, либо таблицей экспериментальных данных. Каждое из утверждений в задании описывает одно из свойств процесса, и нужно рассмотреть процесс «со всех сторон». Обидные ошибки по невнимательности часто связаны с невыполнением правил записи ответов в бланк ответов №1. Особенно это касается заданий 25-27 – расчетных задач повышенного уровня сложности. Здесь нужно не только получить ответ в заданных единицах, но и при необходимости провести округление с заданной точностью. Кроме того, распространены ошибки, связанные с невнимательным чтением условия заданий. Например, в 2017 году предлагалась задача на определение параметров изображения в рассеивающей линзе. Почти треть выпускников решило эту задачу для собирающей линзы. Их ошибка была не в незнании материала (в данной случае – формулы линзы), а в невнимательном чтении условия. Желаем успеха на экзамене!

ЕГЭ-2018: Разработчики КИМ об экзамене по географии

       Единый государственный экзамен по географии участники ЕГЭ сдают по выбору. Результаты ЕГЭ по географии требуются при поступлении на такие специальности, как «География», «Картография», «Метеорология», «Туризм». 

    Минимальный балл ЕГЭ по географии, ниже которого вузы не могу устанавливать проходной порог для абитуриентов, составляет 37 баллов. На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут). С собой на экзамен можно взять линейку, транспортир и непрограммируемый калькулятор. 

Значимых изменений в структуре и содержании экзаменационной работы 2018 года по сравнению с 2017 годом нет. Экзаменационная работа содержит 34 задания, различающихся формой и уровнем сложности. Часть 1 содержит 2 7 заданий с кратким ответом. В экзаменационной работе представлены задания, где требуется записать ответ в виде числа, последовательности цифр или слова, задания на установление соответствия географических объектов и их характеристик, задания, требующие вписать в текст на месте пропусков ответы из предложенного списка, задания с выбором нескольких правильных ответов из предложенного списка и задания на установление правильной последовательности элементов. Часть 2 содержит 7 заданий с развернутым ответом, в первом из которых ответом должен быть рисунок, а в остальных требуется записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос. На экзамене оценивается уровень подготовки по семи основным разделам содержания школьного курса географии: «Источники географической информации», «Природа Земли и человек», «Население мира», «Мировое хозяйство», «Природопользование и геоэкология», «Регионы и страны мира», «География России». В КИМ включаются справочные материалы (контурные карты - политическая мира и федеративного устройства России с показанными на них государствами и субъектами РФ). Помните, что этими картами можно и нужно пользоваться при выполнении всех заданий экзаменационной работы, например, при определении страны (региона России) по краткому описанию, сравнении плотности населения отдельных стран или регионов нашей страны и при выполнении других заданий, для правильного ответа на которые необходимо представлять положение на карте стран или регионов России, указанных в условии. Будьте готовы к тому, что вам будет предложено определить и сравнить характеристики климата территорий по картам, включенным в задание, произвести расчёты по статистическим материалам (таблицы, графики или диаграммы), сделать рисунок. При выполнении заданий части 2 следует помнить, что необходимо четко выполнять все требования, указанные в условии того или иного задания: записывать числовые данные или вычисления, необходимые для обоснования вашего ответа в задании 31 или решение задачи в заданиях 32, 33 и 34. Ваши ответы на эти задания не будут оценены максимальным баллом, если вы не выполните эти требования. Также обратите внимание, на то, что вы не сможете получить максимальный балл за выполнение заданий 29 и 30, если в вашем ответе на эти задания будут присутствовать географические ошибки. Типичные обидные ошибки на экзамене по географии чаще всего связаны с невнимательным прочтением условия заданий. При выполнении заданий 2, 5, 6, 8, 22, 23 на установление правильной последовательности необходимо обратить внимание на то, что объекты требуется расположить в порядке возрастания (от меньшего к большему) того или иного показателя, повышения (от более низкой к более высокой) температуры воздуха, суммы атмосферных осадков и т.п. Ответом на задание 21 может быть отрицательное число, в таком случае важно записать знак минус в отдельной клеточке. Если ответом на это задание является десятичная дробь, то запятую также следует записывать в отдельной клеточке (по образцу, указанному в инструкции по выполнению работы). При выполнении задания 28, ответом на которое должен быть сделанный вами рисунок, следует обязательно пользоваться линейкой: размеры клеточек, на которые разграфлён бланк ответов №2 меньше чем 5 х 5 мм, и если вы будете «по клеточкам» строить основу для построения рельефа местности, то её длина будет меньше, чем 8 см, требуемых по условию задания, и вы не сможете получить максимальный балл. Желаем успеха на экзамене!

ЕГЭ-2018: Разработчики КИМ об экзамене по истории

Рособрнадзор и Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ), разрабатывающий контрольные измерительные материалы (КИМ) для участников ЕГЭ, подготовили новую серию публикаций, рассказывающих выпускникам о том, что их ждет на экзаменах. Что представляет из себя экзаменационная работа по тому или иному предмету? Какие задания могут встретиться участникам ЕГЭ? На что нужно обратить внимание, готовясь к экзамену? Как избежать обидных ошибок и на чем сосредоточиться, выполняя экзаменационную работу? Открывает серию публикаций о ЕГЭ-2018 рассказ о предмете по выбору – истории.

Единый государственный экзамен по истории является экзаменом по выбору. Он необходим для поступления в вузы на такие специальности и направления подготовки, как «История», «Политология», «Международные отношения», «Туризм», «Искусства и гуманитарные науки», «История искусств», «Социальная работа», «Организация работы с молодежью», «Религиоведение», «Теология», «Регионоведение России» и другие. Минимальный балл ЕГЭ по истории, ниже которого вузы не могут устанавливать проходной порог для абитуриентов, составляет 32 тестовых балла. На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Дополнительные материалы для сдачи экзамена приносить с собой не разрешается. Каждый вариант экзаменационной работы по истории состоит из двух частей и включает в себя 25 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. Структура и содержание экзаменационной работы 2018 года не претерпели изменений по сравнению с моделью 2017 года. Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, который может представлять собой последовательность цифр, записанных без пробелов и других разделителей, слово, словосочетание (также записывается без пробелов и других разделителей). Часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом. Ответы на эти задания даются в свободной форме в соответствии с требованиями заданий. В этой части представлены задания, связанные с анализом исторического источника, какой-либо исторической проблемы, ситуации, задание на аргументацию приведённой точки зрения по какой-либо исторической проблеме, а также задание, предполагающее написание исторического сочинения. В экзаменационной работе проверяются знания по курсу истории России, а также по курсу истории зарубежных стран с древнейших времён до настоящего времени. Все события из курса истории зарубежных стран, знание которых может быть проверено в ЕГЭ по истории, перечислены в приложении к Кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций, размещенному на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru/). Знание истории зарубежных стран проверяется только в двух заданиях – 1 и 11. В экзаменационной работе вам встретятся задания на проверку знания хронологии, исторической терминологии, исторических фактов (событий, процессов и явлений), исторических персоналий, фактов истории культуры. Также в заданиях проверяется умение анализировать текстовые исторические источники, исторические ситуации, работать с исторической картой (схемой), иллюстративным материалом, информацией, представленной в виде таблицы, аргументировать точку зрения по какой-либо исторической проблеме. Задание 25, историческое сочинение, имеет комплексных характер: оно проверяет целый ряд умений, среди которых умение устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями, явлениями и процессами, характеризовать роль личности в исторических событиях, составлять последовательный связный текст на исторические темы и другие. В процессе написания экзаменационной работы постарайтесь выполнить все задания, в том числе и задания с развёрнутым ответом части 2. Зачастую выпускники, которые не очень уверены в собственных силах, отказываются от выполнения заданий с развёрнутым ответом. Однако эти задания могут принести дополнительные баллы даже не очень хорошо подготовленным участникам ЕГЭ. Задание 21 из части 2, в котором требуется выписать из текста информацию, представленную в нем в явном виде, согласно статистике, является самым простым в экзаменационной работе. Кроме того, достаточно легко набрать два первичных балла за историческое сочинение: нужно выбрать один из трёх периодов истории, представленных в задании, и указать любые два события, явления или процесса, относящиеся к данному периоду. Выпускникам, претендующим на высокий балл, следует особое внимание обратить на подготовку к выполнению заданий на работу с исторической картой и иллюстративным материалом. Исключительно важно правильно провести атрибуцию карты (установить, к какому периоду истории она относится, и какие события на ней изображены). Необходимо научиться работать с легендой карты. Нужно также помнить, что карта содержит значительное количество информации и, например, при выполнении задания 16, в котором требуется определить три правильных суждения из шести представленных, верность/неверность некоторых из этих суждений можно установить только по информации, представленной на карте. При выполнении заданий на анализ иллюстративного материала (18 и 19) необходимо тщательно изучить представленные изображения. Задание 18 всегда подразумевает рассмотрение всех деталей изображения (карикатуры, почтовой марки, монеты, плаката и т.п.), так как они могут пригодиться при определении верности/неверности приведенных суждений. В задании 19 надо выбрать два из четырех изображений по названному признаку, что, чаще всего требует узнавания памятников культуры по определенным элементам изображения. При выполнении задания 24 на аргументацию, которое, согласно статистике, является наиболее трудным в экзаменационной работе, необходимо помнить, что аргументы должны быть полными. Полный аргумент всегда включает исторический факт (или имеет очевидную опору на исторический факт) и пояснение, которое связывает этот факт с аргументируемой точкой зрения. Это пояснение должно содержать информацию о том, почему с помощью данного факта можно подтвердить или опровергнуть данную в задании точку зрения. При написании исторического сочинения нужно стараться максимально точно выполнить требования, указанные в задании. Например, характеристика роли личности, согласно требованиям задания, состоит в указании конкретного действия личности, в значительной степени повлиявшего на ход или результат указанных в сочинении событий, процессов или явлений. Это означает, что если выпускник при характеристике роли личности укажет процесс (например, командование армией), а не конкретное действие, то такая характеристика не будет принята. Оценку событий выбранного периода надо указывать именно с точки зрения их влияния на дальнейшую историю России. Это означает, что обобщающие положения (например, «в данный период (1928 – 1941 гг.) было построено много новых фабрик и заводов») приняты критериям оценивания не будут, а будут приняты только те, которые отражают влияние на последующие эпохи (например, «в данный период (1928 – 1941 гг.) был создан оборонно-промышленный комплекс, что стало одним из факторов победы СССР в Великой Отечественной войне»). При написании исторического сочинения важно не допускать фактических ошибок. Для этого, во-первых, не следует указывать факты, годы, термины, причинно-следственные связи и т.п., в знании которых вы сомневаетесь. Во-вторых, необходимо внимательно следить за формулировками, которые вы используете при написании сочинения. Некоторые некорректно составленные формулировки могут содержать фактические ошибки. Например, формулировка «А.А. Жданов раскритиковал стихи Ахматовой и Зощенко» содержит фактическую ошибку. Успешная подготовка к сдаче Единого государственного экзамена по истории невозможна без усвоения знаний по истории: фактов, событий, явлений, исторических личностей, важнейших причинно-следственных связей. Необходимо учесть, что на эффективность запоминания материала огромное влияние оказывает наличие у выпускника интереса к изучению истории. Если выпускнику интересна история, то, несомненно, он сможет подготовиться к экзамену более успешно, чем тот выпускник, который учит предмет исключительно ради поступления в вуз. Хорошо сдаст экзамен тот, кто любит историю и учит ее! Желаем успеха на экзамене!

Рособрнадзор публикует видеоконсультации разработчиков экзаменационных заданий ЕГЭ-2018

 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки начинает публикацию на своем YouTube-канале видеоконсультаций по подготовке к единому государственному экзамену 2018 года. 

В создании 12 видеороликов приняли участие руководители федеральных комиссий по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ-2018, психологи, учителя школ и преподаватели вузов. В видеоматериалах детально разбираются нюансы и особенности каждого предмета, даются советы по подготовке и рекомендации по выполнению отдельных заданий. В первом видео – по обществознанию – речь пойдет об использовании кодификаторов и спецификаций, детальном разборе таких тематических блоков предмета как: «Человек и общество», «Социальные отношения», «Экономика», «Политика» и «Право». «В этом году мы привлекли к работе над видеорекомендациями преподавателей, которые, имея большой практический опыт, поделились своими знаниями. Для нас важно, чтобы выпускники пришли на экзамены максимально доготовленными и получили заслуженные оценки», - отметил заместитель министра образования РФ – руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов. Видеоконсультации по предметам ЕГЭ будут опубликованы в течение февраля на YouTube-канале ведомства. Помимо этого на канале уже размещены выпуски передачи «О ЕГЭ предметно» 2018 года - совместного проекта Рособрнадзора и Общественного телевидения России, в котором специалисты Федерального института педагогических измерений рассказывают о ЕГЭ и отвечают на вопросы телезрителей. Ранее Рособрнадзором также были подготовлены и размещены для свободного скачивания информационные плакаты ЕГЭ-2018.

Информационная страница, посвящённая организации и проведению единого государственного экзамена  в социальной сети "Вконтакте"

http://vk.com/ege

 

Рособрнадзор подготовил информационные плакаты ЕГЭ-2018 для участников экзаменов

    Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки подготовила обновленную серию плакатов, посвященных процедурам сдачи единого государственного экзамена, итогового сочинения и изложения. 

          Плакаты предназначены для информирования будущих участников ЕГЭ. Они в наглядной форме рассказывают о предметах ЕГЭ, особенностях сдачи экзаменов по русскому языку, математике, иностранным языкам, правилах поведения в пункте проведения экзаменов, подаче апелляции и других аспектах экзаменационной процедуры. «Рособрнадзор традиционно уделяет большое внимание информационно-разъяснительной работе с участниками ЕГЭ и их родителями. Такие способы донесения информации как популярные плакаты, брошюры, видеоролики помогают в простой и доступной форме рассказать об особенностях предстоящих экзаменов и тем самым помочь выпускникам лучше подготовиться к ним», - отметил заместитель министра образования и науки РФ - руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.  

              Плакаты размещены на официальном сайте Рособрнадзора и на портале ЕГЭ в разделе «Информационные материалы» и доступны для свободного скачивания.